Всё это является знаниями черкесского народа о своём славном прошлом, о себе самом, поэтому они ближе к истине, к здравому смыслу. Здравыми являются и такие высказывания учёных: «С другой стороны в науке установлены также несомненные черты родства кавказских языков с некоторыми ныне мёртвыми языками Передней Азии, в частности с протохеттским языком. Этот последний, как выясняется, особенно близок к абхазо-адыгским языкам, в частности к убыхскому». Говоря о родстве «протохеттского» языка с адыго-абхазскими Г. А. Меликишвили пишет: «Употребление префиксов в качестве морфологических элементов, а также многие другие явления морфологической структуры языка на самом деле сближает его с горскими кавказскими языками (убыхским, адыгским, абазинским). С. Т. Еремян также причисляет древние абхазо-адыгские племена к протохеттскому этническому миру». Согласно известному российскому автору Александру Асову, «протохетты»-хатты и исторические атланты – это разные наименования одного и того же народа. Автор пишет: «Итак, определено местоположение Атлантиды, – реальной страны, погибшей во время Дарданового потопа. Населял эту страну высокоразвитый народ – атланты, точнее хатты, протохетты. Культура атлантов оказала огромное влияние на культуру окружающих народов, в том числе и праславян». Необходимо обратить внимание на следующее. Как было описано выше, и Наука, и Библия, и обычное популяризированное мнение, называют хеттами разные «субъекты», тем самым противореча друг другу. И им неизвестно доподлинно кто именно из этих «субъектов» называл себя хеттами. С другой стороны черкесов хеттами никто не называет, но они сами себя так называют, и считают себя потомками именно этого древнего народа. Почему произошла такая путаница в терминах, почему индоевропейская составляющая в знаниях о хеттах вышла на передний план, а «протохеттская» составляющая остаётся в тени и соответственно значение черкесов и их знаний об этом остаются незаметными и даже неизвестными Науке? Ведь несомненно, и это видно, как говорится, невооружённым глазом, что знания о хеттах, как и сама их страна, и их история, состоят из двух составляющих – неиндоевропейской и индоевропейской. Первая причина путаницы и того, что, говоря современным языком, индоевропейский компонент имеет больший «пиар», в том, что первооткрыватели хеттов – сами европейцы. Поэтому то, что они придали большее значение «своему» индоевропейскому компоненту, – является вполне естественным. Вторая причина – это, несомненно, то, что само открытие цивилизации хеттов и расшифровка текстов происходили в конце XIX - начале ХХ вв. – то есть в эпоху расцвета «индоевропейской идеи». Тогда наука вела себя примерно так: находили телегу, мимо которой когда-то пробежали так называемые «индоевропейцы» и тут же Наука заявляла: «Это наша телега!», при этом, никогда не замечая, что в телеге-то сидели два африканца… Наука, которая сама по себе является индоевропейской по определению, открыв хеттов, назвала их индоевропейцами. Это была мощная цивилизация, конкурент Египта, открыватель железа, и соблазн назвать это первой цивилизацией индоевропейцев был очень большим. Тем более нашлись клинописные таблички на доселе неизвестном индоевропейском языке. Так утвердилось мнение: хетты – это первые индоевропейцы, которые построили цивилизацию, равную Древнему Египту и так далее… Хаттский изначальный элемент остался в тени, хотя он и сегодня лежит на поверхности, но эту тему сегодня практически не разрабатывают. Если её разрабатывать, то индоевропейская составляющая потеряет очень многое. Вот некоторые подробности, лежащие на поверхности, но «в тени»: До того, как в Малой Азии стали появляться индоевропейцы, – там уже была высокоразвитая цивилизация, и пришельцы к ней не добавили ничего значительного. Можно сказать, что они пришли на уже готовое. Тот факт, что пришедшие в Малую Азию индоевропейцы стояли ниже по уровню культуры, – также известен. Пришельцы не завоевали территорию Хатти, – они в течение столетий постепенно заселялись и осваивались среди местного населения. Главнейший элемент культуры и главный элемент управления – это религия. Она осталась той же, что и до появления индоевропейцев, священным обрядовым языком остался доиндоевропейский – хаттский. Даже название богов остались хаттскими. И кавказская страна Ашуйя, и Майкопская культура, и Хеттская империя – это всё звенья одной неразрывной цепи. Рассматривать хеттов отдельно – это просто не видеть всей исторической картины в целом. Ведь Страна Хатти не была островком цивилизации, а была частью большого единого мира вдоль всего южного и восточного побережья Чёрного моря, хоть и с раздельными центрами, но с родственными племенами. Нет никаких свидетельств того, что индоевропейцы хоть в чём-то доминировали в Стране Хатти. Ни в политике, ни в культуре, ни в религии они не господствовали. Даже всё обстоит несколько наоборот. Известно, что большинство царей носило хаттские, а не индоевропейские имена. Религия не изменилась под влиянием пришельцев. И процитируем ещё один факт: «В результате слияния индоевропейцев с аборигенными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVIII в. до н. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов» (Г. Г. Георгадзе. «История Древнего Мира», 1989 г.). Хеттами себя называли не индоевропейцы, а хатты, – а сейчас продолжают называть себя черкесы . Однако мне могут возразить: почему же тогда хаттский язык в Стране Хатти стал мёртвым, сохранился лишь в религиозных текстах и обрядах, а индоевропейский стал языком делопроизводства, дипломатии в Хеттском царстве. И так ли это на самом деле? На этот вопрос отвечает учёный Гордон Чайлд в своей книге «Арийцы – основатели европейской цивилизации»: «Во-первых, тот материал, который имеется в нашем распоряжении, а это таблички из государственного архива хеттских царей в Богазкёе, отражает только тот язык, на котором говорили хетты в Каппадокии, и на их основании нельзя делать никаких выводов относительно других «хеттов», например, тех, которые жили в Кархемише на севере Сирии. К тому же теперь становится ясно, что даже в Каппадокии существовало большое количество языков: палайский, митаннийский и протохеттский. На последний следует обратить особое внимание, поскольку он оставил после себя собственные письменные памятники. Не вызывает никаких сомнений, что «хеттов» нельзя относить к числу индоевропейцев. Другое дело диалект, который сами писцы называли «наш язык», несомненно испытал на себе индоевропейское влияние». Жаль, конечно, что Гордон Чайлд не знал, что у черкесов есть выражение – «Будь хеттом!», – это бы его ещё больше убедило в правоте собственных выводов. Сам хаттский язык, несомненно, относится к Адыго-абхаззской группе Кавказской семьи языков, и такой же сложный как черкесский, убыхский, абхазский языки. Многие носители хаттского языка могли перейти на более простой индоевропейский язык, особенно в сфере государственного управления. Подобные примеры в истории черкесов были и позднее, – мамлюкские султаны-черкесы управляли империей на арабском языке. А современные черкесы в Турции перешли на турецкий, как на государственный и более лёгкий язык, по сравнению с их родным. Видимо, так произошло и в Стране Хатти, где более простой индоевропейский язык быстро распространился по полиэтничной империи, как более приемлемый в качестве международного, а сложный местный хаттский язык остался как разговорный и священный язык. Иначе, как говорят современные учёные если хатский язык полностью исчез еще в те времена, сохранившись лишь в религиозных текстах, и стал мертвым языком, то как тогда до наших дней дошла фраза – «Хьет жегъыIэ!»?

Теги других блогов: древние цивилизации