Многие источники сообщают о том что черкешенки принимали участие в битвах наряду с мужчинами. Например об этом пишет британский путешественник Спенсер лично посещавший Черкессию в первой половине 19 столетия: "Каждый черкесский мужчина приучается к оружию с младенчества; и даже женщины часто сражаются в их рядах." Ed.Spencer, "Travels in Circassia, Krim-Tartary, &c, including a Steam Voyage Down the Danube, from Vienna to Constantinople, and Round the Black Sea, in 1836", 1839г. Но в черкесском обществе , где воинская доблесть и высокие моральные качества считались высшими добродетелями и превозносились не взирая на пол, возраст или национальность, женщины в некоторых случаях становились даже предводителями отрядов. Во главе боевой группы (гуп) у черкесов мог встать лишь воин обладавший выдающейся храбростью и высокими боевыми навыками. И к женщинам, надо полагать , данные критерии были еще более строгими чем к мужчинам. К сожалению большинство имен этих воительниц безвозвратно утрачены. Но некоторые всё же сохранились в народной памяти. Так, например убых Хатах Скабо рассказывал историку Елене Чистяковой посетившей с этнографической экспедицией Шапсугию в 30-х годах 20 столетия, о девушке из рода Нагуч, происходившую из его родного села: "Верхом на белом коне она неустрашимо сражалась во главе отряда из 15 бойцов." Чистякова Е.И., "Религия и бытовое положение женщины у шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов: материалы шапсугской экспедиции 1939 года" / под ред. С. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. М., 1940. Или девушка из Ходза по имени Аркуят (Уркуят), которая во время Кавказской войны возглавляла отряд хаджиретов и попав в плен в ходе сражение за Ходзь в 1859 г., покончила с собой. Вообще в той битве женщины Ходза проявили невиданную доблесть, которая была отмечена в песне-плаче посвященной тому сражению: "Что творится в Большом Хоже, умом не постичь! Семь дней кровь течет, как река полноводная. В Хоже семь красавиц насмерть сражаются. Храбрости их тигрицы могли бы позавидовать. Впереди дочь Хожа Байдамат, А вторая - дочь Хожа Уркуят. У Уркуят в двух колыбелях два близнеца. И каждым взмахом она валит врагов... Женщины и девушки Большого Хожа, С кинжалами на поясе шли на смертный бой" Выдержка из "Песни о битве в Большом Хоже" Традиции поддерживающие в черкесских женщинах дух воинственности передавались из поколения в поколение: "Матери воспитывают дочерей и учат их брать с себя пример. Эти женщины верхом на хороших конях творят много геройства. Потому-то некоторые считают их амазонками." Мина Медичи , «Истории Понта» , "Черкесы .Пар. 182", стр. 121-123. В подтверждение сказаному можно вспоминить и то что археологи время от времени встречают меотские захоронения с погребенными в них женщинами , где помимо женских предметов быта находят кольчуги и прямые мечи характерные для меотов. Например, подобное захоронение было исследовано в могильнике Кобякова городища. В обществах подобном черкесскому, где во главе угла стояли личностные качества человека, а не социальные или гендерные преимущества, женщины имели равные права с мужчинами: "Черкесские девушки, даже достигнув зрелости, не исключаются из общественной жизни. Обычно девушка воспитывается вместе со своими братьями и так же ловко, как и они, умеет управлять лошадью и стреляет из лука." Karl Koch, "Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837, und 1838." И даже с принятием ислама черкесская девушка продолжала воспитываться согласно древним черкесским традициям, что резко выделяло ее среди девушек из соседних народов : "Тяжкое иго ислама только девушек из племен адыге не могло прибить к земле. Они слишком были умны и сильны, чтобы подчиняться ярму, которое покорно носили лезгинки, чеченки, кабардинки. Черкешенка не знала никаких кандалов. У себя дома она была гражданкою своего аула, гордилась предками и лучше братьев знала историю собственного рода. Даже более этого, история только и хранилась, что в песнях кадачи, да в ее памяти. Малейшие оттенки княжеского местничества соблюдались с ревностью, на какую способны только женщины. Они обладали здесь твердыми характерами." В.И. Немиро́вич-Да́нчeнко ,"Рыцари гор". — М., 1911 г.